По данным вездесущей статистики население мира больше всего предпочитает читать не художественную литературу, не научные статьи, а интервью. Причём совершенно безразлично у кого оно берётся: звезды спорта, шоу-бизнеса, известным политиком или неизвестным человеком.
В данном разделе мы также будем публиковать интервью с интересными людьми, может быть не всегда известными, но зато имеющими определённый жизненный опыт или что-то такое ,чего нет у других или ,что другие боятся или, по каким-либо причинам не могут сделать.
Новый раздел мы открываем интервью с педагогом Пермского Педагогического колледжа №1 Конюховой Людмилой Ивановной, надеемся это интервью очень многим будет интересно.
НЕЧАЯННЫЙ ПЕДАГОГ НЕЧАЯННЫЙ ИСТОРИК
Добрый день, Людмила Ивановна, расскажите о себе.
- Родилась в Перми, окончила обычную пермскую школу, потом университет. Четыре года работала социологом на самой заре становления социологических служб в России, два года работала Инспектором по защите прав детей. Преподавала кучу дисциплин: историю, литературу, немецкий язык, рисование, этику, эстетику, философию. в своё время закончила в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург курсы политэкономии. Двенадцать лет преподавала в ПТУ, ну а затем пришла в Пермский педагогический колледж, где и работаю по сей день.
Ваше хобби?
- Путешествия. В советские времена дважды посещала Кавказ, совершала пеший переход из Ставрополья в Грузию, со студентами МГУ совершала пеший переход через Карпаты, бывала в Прибалтике, Молдавии... Последние годы, путешествую по Европе побывала в Польше, Скандинавских странах, Италии, Испании, Греции, Англии, Германии, Франции, Бельгии, Люксембурге.
В таком случае, Ваша любимая страна?
- Италия - за культурные цннности, очень нравится Чехия, Бельгийский город Брюгге, произвёл сильное впечатление.
Интересный случай из Вашей жизни?
- Ой, прям-таки интересный назвать не могу, а вот запоминающиеся случаи - это встречи соотечественников или просто людей говорящих с тобой на одном языке за рубежом. Помню, как в Англии в гостинице встретила даму из Латвии, она давно там живёт и работает, в Венеции у собора Святого Марселя с одной подругой встретели русских немцев, они приехали из Германии на два дня, испытали большую радость прилив эмоции, было очень приятно, ну и в оксфорде увидали девушек из Казани, хоть и не знакомы, но обнимались, целовались, как-никак соотечественники
Любимый писатель?
- Ромен Ролан, а его любимое произведение "Очарованная душа"
Любимый философ?
- Бенедикт Спиноза, Евгений Трубецкой, Альберт Швейцер.
Еслы бы Вы не стали педагогом, какую профессию бы себе избрали?
- Экскурсовод. В детстве хотела бытькондуктором. После школы, долгое время никуда не могла сдать документы,в последний день работы приёмной комиссии сдала их на исторический факультет Пермского государственного университета, уговорил это сделать директор школы, сам историк. Поэтому могу сказать, что я - "Нечаянный педагог, нечаянный историк"
В какую эпоху хотели бы жить?
- А знаете, считаю нашу эпоху достаточно интересной.
Любимая историческая эпоха?
- Россия XVIII века и классическая Греция.
Ни в чём сейчас не раскаиваетесь? Может стоило в жизни сделать что-то иначе?
- Да, конечно! Много ошибок было сделано в жизни. Я вообще считаю, что нет людей которые не о чём в жизни не жалеют,а если такие есть - они счастливые люди. Знаете, будучи студенткой однажды в колхозе с товарищами стали говорить о том кто, как и зачем поступил сюда я сказала, что мы почти все по ошибке на историческом, как следствие, поругалась с рядом товарищей, а после возвращения решла забрать документы, но их мне не отдали так как я была отличница, но на заочное отделение перевели где я и доучивалась, хотя у нас в группе на очном отделении действительно было только два настоящих историка Вася Лищенко и Женя Богословский, именно историков, а не любителей истории. Отказалась в своё время и от московской аспирантуры подумав, что нервы важнее, а подтолкнул к этому следующий случай. Был у нас преподаватель Л.Е. Кертман балагур, весельчак, а как-то раз я была свидетельницей того, что отправляя одну из своих работ в Москву он так нервничал, что руки у него дрожали, нет - решила я - мне такого не надо.
Знаете есть сейчас такая викторина: Лицо России, а по вашему кто лицо России?
- Конечно знаю, и была так возмущена когда услышала, что лицо России - это Николай II, как этот безвольный, слабый, недалёкий человек, развязавший и проигравший Русско-Японскую и Первую Мировую войны, ставший одним из виновников Революции может быть лицом России? Я даже понимаю почему там Хрущёв всё-таки читая доклад на ХХ съезде он здорово рисковал, головы тогда "летели" "будь здоров" как, после смерти Сталина, пока пол-страны его продолжают боготворить, да какие пол-страны, больше, намного больше сказать такое - нужна смелость.На мой взгляд Лицо России это - Тютчев, Лермонтов, Пушкин, Александр II, Ю.А. Гагарин, Г.К. Жуков - очень сложный для понимания человек, на мой взгляд его могут понять только военные, Репин.
Любимый вид спорта?
- В аттестате зрелости у меня стоит - "освобождена", но все вечера проводила на катке, любила велосипед, лыжи. Теперь, как зритель, смотрю Фигурное катание, даже ездила на Чемпионат Европы в Санкт-Петербург.
Как относитесь к Юзеку Голомбеку?
- Я его не знаю.
Любите разводить цветы?
- Увлеклась в последнее время.
Всего доброго Людмила Ивановна, спасибо за беседу.
- Вам спасибо.
ИНТЕРВЬЮ С НЕЛЕГАЛОМ.
Николай, как началась твоя карьера нелегала?
– Я жил в маленьком украинском городке Горловке, там закончил автотранспортный техникум. Призвали в армию – и прямиком отправили в ГДР. Это была моя первая заграница. О будущем своем я тогда еще не задумывался. И уж тем более, не строил никаких планов насчет отъезда из Союза.
Шанс представился совершенно случайно – я познакомился с немцем, который пригласил меня в гости к себе в Берлин. Просто оформил мне приглашение и прислал 30 марок на дорогу. На дворе, если не ошибаюсь, был 1993 год. Тот немец до сих пор мой добрый приятель, несколько раз приезжал ко мне сюда, в Прагу.
А как обстояли дела с немецким языком? Ты его знал?
– Когда я ехал в Берлин в первый раз, не знал. Доходило до смешного: мне написали на листочке пару немецких фраз, типа «Ищу работу», «Могу я поговорить с вашим шефом?», и их русскую транскрипцию. С этим листочком я и отправился искать свою первую работу. Вспомнить стыдно: когда разговаривал с работодателями, нагло считывал подходящие фразы. Но работу я нашел довольно быстро, четко следуя разработанной мною стратегии.
Об этом, если можно, поподробнее.
– Самый легкий для нелегала способ найти работу – регулярные прогулки по частному сектору (привату). Если видишь строительный мусор, множество контейнеров или просто стройку, идешь туда. Говорить о возможном заработке с простыми рабочими – только время зря терять, сразу пытайтесь выйти на контакт с их начальником. Если вашей персоной заинтересовались, переходите к главному – оплате. Я со своей первой зарплатой прокололся, но зато четко усвоил одну простую истину: сумму своего предполагаемого заработка всегда необходимо завышать. Потому как с большего можно сойти на меньшее, а обратно уже не получится. И еще надо помнить: тебя никто не покупает – это ты себя продаешь, причем за ту цену, которую сам себе назначил.
А какие еще варианты поиска работы ты опробовал на себе?
– Много раз выручали объявления в газете «Русская Германия». А однажды краем уха услышал разговор – якобы в каком-то берлинском парке в определенные часы собираются безработные иностранцы, и им помогает некий Иван Иванович. Пришел в этот парк, там ребята сидят. «Иван Иваныча ждете?» – «Его». Самое интересное, что из всех, пришедших на стрелку, Иван Иванович предложил работу только мне. Наверное, потому, что я честно признался ему в том, что могу делать, а чего – не могу, в то время как другие пацаны, что называется, во всю заливали про себя. В основном, я вкалывал на стройках, занимался ремонтом квартир. Но больше всего мне нравилось раздавать «летаки» – листовки с рекламой: и с людьми общаешься, и язык учишь.
Еще я убедился, насколько все же верно библейское: «Ищите да обрящите». Часто было так: ищешь работу, ищешь, а все напрасно – облом за обломом. Но когда за квартиру платить нечем, даже поесть не на что, и ты практически на грани срыва, вдруг раздается спасительный звонок: «Вам нужна работа?» Это я к тому, что работа, в конце концов, находит того, кто ее ищет. Главное, не зацикливаться на одном варианте, каким бы привлекательным он ни казался. Обзвоните не двух работодателей, а сто двух – и удача улыбнется. За девять лет скитаний по заграницам я четко это усвоил.
Сколько лет ты провел в Германии?
– Лет пять, из них два года нелегально. Последнюю визу я получал с большим скрипом. В 1995 году засветились несколько украинских фирм, занимавшихся отправкой наших девушек в Европу, в частности, в Германию. С какой целью украинок вывозили из страны – объяснять, я думаю, не надо. После этого случая попасть в Германию на легальных основаниях стало практически невозможно: посольство в девяноста случаях из ста отказывало в визе. Зато французскую визу я получил без проблем. Разумеется, в Париж я поехал через Германию, да там и остался. Реально я не рисковал ничем: если бы меня остановила полиция, легко бы отбрехался – дескать, приехал к другу в Берлин на пару деньков.
Сложности начались, когда истек срок действия французской визы. Нужно было выбирать – либо оставаться в Германии на нелегальном положении, либо возвращаться на родину. Я предпочел остаться. И стал нелегалом.
Ты так спокойно об этом говоришь?
– К нелегальной работе как к социальному феномену я вообще отношусь спокойно. Ведь фактически нелегалы – это люди, которые помогают держаться на плаву мелким фирмам во всем мире. В той же Германии далеко не каждый предприниматель может позволить себе нанять рабочего-немца (час своей работы тот оценит в 25 евро, плюс расходы на страховку). А рабочий, который не имеет документов, просит за свой труд не больше 10 евро в час и ни о какой страховке даже не заикается. Простой экономический расчет подтверждает – нелегала брать на работу выгоднее.
Бюргеров не пугают возможные конфликты с полицией?
– Все объекты, на которых могут работать нелегалы, я сам для себя условно разделил на три группы. Возьмем, к примеру, обычную стройку. Если на ней иностранцев много, то полиция рано или поздно точно устроит там облаву – иммигрантам лучше держаться от таких мест подальше. Когда же в строительстве, наоборот, занято много немцев, нелегалу, считай, повезло: найти такую работу – неслыханное везение. Есть еще так называемые стройки «под прикрытием»: руководителю объекта – бауляйтору заблаговременно сообщают, когда на стройку нагрянут полицейские. Впрочем, тому, кто работает начерно, нужно и самому предпринимать определенные меры предосторожности.
Например, всегда носить с собой на работу сменную одежду, чтобы, заметив приближение полиции, успеть переодеться и изобразить из себя случайно забредшего на стройку простака.
Часто ли тебе самому приходилось общаться с представителями власти?
– Несколько раз – и в Германии, и в Чехии. Однажды в Берлине меня задержала криминальная полиция – где—то поблизости изнасиловали девушку, и фараоны прочесывали окрестности. Меня сразу же показали потерпевшей, и отпустили на все четыре стороны, даже не попросили документов. В другой раз меня спас студенческий билет, который я всегда ношу с собой. Средство безотказное, выручает почти всегда – ну что возьмешь со студента? Еще один спасательный круг для нелегала – мобильный телефон. В Германии я в случае опасности (когда за мной увязывалась патрульная машина) доставал мобилу и начинал громко причитать в трубку, умоляя о свидании несуществующую Гретхен. А в Чехии и того проще – немецкая речь просто парализует полицейских: у них в голове не укладывается, что нелегал может так легко болтать на дойче. Да, чуть не забыл важное правило: не отворачиваться от полицейской машины, проезжающей рядом, имитировать нормальные человеческие реакции. И никогда не ездить «зайцем» в общественном транспорте: сначала потребуют билет, потом – деньги, а там и до паспорта доберутся.
И все-таки в итоге тебя из Германии депортировали. На чем прокололся?
– Об этом и вспоминать не хочется. Скажу одно – жизнь иммигранта часто зависит от глупой нелепости. Я знаю случаи, когда человек просто выбегал на улицу за сигаретами или просил у прохожего прикурить, а в итоге оказывался в депортационном пункте. Мне обычно везет в этом отношении – выручает ангел-хранитель. Помню, я должен был получить на одной стройке свою зарплату, а идти за деньгами почему-то не хотелось. Я доверился своей интуиции. И правильно сделал – на следующий день я узнал, что на той стройке была облава.
Какие у тебя остались впечатления от пребывания в депортационном пункте?
– Самые приятные. Нас кормили три раза в день, причем сплошными деликатесами, да еще деньги давали на карманные расходы. Однажды на прогулке мы с заключенными вьетнамцами устроили волейбольный матч Украина – Вьетнам. Охранники оказались такими завзятыми болельщиками, что даже упросили начальника пункта продлить время прогулки до конца игры. Вообще, мне несколько раз посчастливилось пообщаться с немецкими полицейскими в неформальной обстановке – все они оказывались прекрасными собеседниками с отменным чувством юмора. А когда узнавали, что я нелегально нахожусь в Германии, лишь отмахивались – мол, мы же не на работе, чтоб об этом говорить.
В Чехии ты нелегально живешь два года. Есть ли, на твой взгляд, разница между этой страной и Германией?
– Огромная. Прага красива, спору нет, но нелегалу здесь намного труднее, чем в Германии. Во-первых, процветает украинская мафия, от которой я и мои знакомые уже не раз пострадали. Во-вторых, в Чехии никто, похоже, не собирается решать проблему с медицинским обслуживанием иммигрантов. В аптеках большинство лекарств продается по рецептам, а к врачу без документов попасть так же реально, как пройти сквозь игольное ушко. Другое дело в Германии: помимо Красного Креста, при многих церквах там действуют специальные пункты помощи людям, попавшим в трудную ситуацию. Одного моего приятеля, у которого во время работы на стройке открылась язва, бесплатно прооперировали врачи Красного Креста. Напоследок ему сказали: «На родине вас бы вряд ли спасли».
Кроме того, в Чехии мне очень не нравится отношение местных жителей к русскоговорящим иммигрантам. Несколько раз мне откровенно нахамили в магазине
Что же тебя удерживает в Чехии?
– Уехать отсюда, конечно, можно, а что дальше? Вернуться на родину и пахать там за копейки? Можно хоть сейчас податься обратно в Берлин – благо, при депортации меня не внесли в «черный список» (и тут помог мой ангел-хранитель). Но меня останавливает одно: не хочу я жить в Германии на птичьих правах, с оглядкой, постоянно чего-то бояться. Пора кончать со своим нынешним положением и что—то в жизни менять. Тем более, я знаю, – это реально. Есть у меня приятель-нелегал – работал-работал на «дядю», а потом взял да и женился на русской немке и занялся веб-дизайном.
Вот и скажи после этого, что чудес не бывает.
Благодарим за информацию интернет версию газеты "Иностранец" http://inostranets.rbc.ru/
Я стал известен благодаря рекламе»
Заслуженный артист России Александр Семчев – личность весьма колоритная. Его появление на экране никогда не остается незамеченным. Одна из последних удачных ролей популярного актера – Эмик в фильме «Ликвидация».
Александр Львович, в чем секрет телесериала «Ликвидация», почему он пользуется таким успехом у зрителей?
– Исторические фильмы, особенно с детективным сюжетом, всегда вызывают зрительский интерес. А в этой картине показано наше еще не столь далекое прошлое. Съемки проходили в Одессе, где в послевоенное время маршалу Жукову и местному уголовному розыску предстояло очистить город от бандитов. В фильме снялось целое созвездие популярных актеров: Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков, Владимир Меньшов, Ксения Раппопорт и другие. Наша совместная работа с актрисой Светланой Крючковой, которая блестяще сыграла роль моей матери, – некая отдушина в этой напряженной, полной драматизма картине. «Ликвидация» – фильм не документальный. Мы прежде всего пытались правдиво передать атмосферу того времени.
– Трагические события происходили не только в фильме, но и на съемочной площадке?
– Да, во время съемок «Ликвидации» умер артист Андрей Краско, и его заменил Сергей Маковецкий.
– Вы любите ходить в кино, смотреть сыгранные вами роли?
– В кино хожу редко, если только идет что-то очень интересное. Я не настолько зациклен на себе, чтобы смотреть фильмы с моим участием, мне это не доставляет удовольствия.
– Вам не хотелось бы вырваться из амплуа комика, сыграть серьезную роль?
– Думаю, что такого амплуа у меня нет, ведь есть еще и театр, где я играю разные роли. Единственное, что меня беспокоит – устоявшийся типаж, то, что мне предлагают играть. В основном это уголовники, милиционеры, помощники губернаторов, а теперь еще появился и губернатор.
– В общем, ваша кинокарьера движется по нарастающей, а президента слабо сыграть?
– Может быть, и сыграю, если появится президент моей комплекции. (Улыбается.)
– Этот год выдался рекордным по количеству фильмов, вышедших с вашим участием. Например, «Ты и я», «Искатели приключений», «Варенье из сакуры» и другие. Чем можно объяснить такую востребованность?
– В основном, это дело случая, большое количество ролей не считаю своей актерской удачей. У меня в кино нет такой роли, которой могу гордиться. Яркие эпизоды играть доводилось, но не более того.
– Вы дебютировали на сцене в роли Бабы-Яги. Чем привлекла вас эта малопочтенная старушка?
– В детстве я был общительным ребенком, любил читать стихи, танцевать. Однажды мне предложили попробовать свои силы в школьном спектакле «Волшебный зуб», в котором Баба-Яга этот зуб и похитила. Она строила козни, не давала детям встретить Новый год, но закончилось все благополучно, и, как это всегда бывает в русских сказках, добро победило зло. Учился я тогда в четвертом классе, и такие женские качества, как красота, шарм, обаяние меня не особенно волновали. А моя героиня была смешливая, находчивая и совсем нестрашная. Но самым интересным было переодевание. Костюм Бабы-Яги мне очень нравился, да и сама она вызывала симпатию.
– Вероятно, этот успех и побудил вас поступить в Щукинское училище. А правда, что вас оттуда вскоре отчислили?
– Представьте себе мальчика, который приехал в Москву из провинции...
–... из Вышнего Волочка?
– Да, есть в Тверской области такой красивый городок. «Ни в Италии, ни в Греции этот дивный старичок. И в России есть Венеция – город Вышний Волочок». И вот юный «венецианец», а было мне тогда 22 года, приезжает покорять столицу. Началась беззаботная жизнь: пьянки, девушки, прогулки по ночной Москве. Утром я не мог подняться, не было сил идти на лекции. «Веселье» продолжалось три месяца, а потом меня отчислили. К счастью, я быстро образумился, и был восстановлен в училище.
– Будучи студентом, о каком театре вы больше всего мечтали?
– Хотел служить в Театре Сатиры, но поступил в «Сатирикон». Меня пригласил туда Константин Райкин, пообещав интересные роли. Однако у этого театра тогда была своя специфика – в основном танцевальная, но все время плясать в массовке мне не хотелось. В «Сатириконе» я проработал совсем немного, а затем меня приняли во МХАТ, который возглавлял тогда Олег Николаевич Ефремов.
– Кстати, куда делась буква «А» из названия вашего театра, он теперь больше не Академический?
– Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко основали Московский Художественный Театр (МХТ). Его называли еще и общедоступным, хотя сейчас вряд ли так можно сказать, слишком высоки цены на билеты. Буква «А» появилась в его названии вскоре после революции, вероятно, как дань образцовому театру, соответствующему строгим классическим канонам. Когда Олег Павлович Табаков стал художественным руководителем МХАТ, он убрал из его названия слово «академический», как рудимент прошлого.
– В театре вы работаете более десяти лет. Много ролей сыграли за это время?
– Не так уж и много, не более двадцати. Самые любимые из них – Афанасий Иванович в «Старосветских помещиках» Гоголя и Лариосик из «Белой гвардии» Булгакова. За эту роль я был удостоен премии «Чайка», в номинации «Лучшая комедийная роль».
– Честно говоря, я представлял себе Лариосика несколько другим...
– Вы хотите сказать более стройным (улыбается), но ведь у Булгакова ничего не сказано о весе моего героя.
– Существует ли лекарство от волнения на сцене, или это чувство вам незнакомо?
– Думаю, немного найдется артистов, которые, выходя на сцену, не испытывают волнения. Я тоже не являюсь исключением. В шесть часов вечера накануне спектакля происходит мощный выброс адреналина. Актер не имеет права быть равнодушным, он должен не бороться с волнением, не стремиться подавить его, а направить свои эмоции в нужное русло. Я так и поступаю.
– Говоря словами Станиславского, актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное – легким, а легкое – прекрасным.
– Именно так!
– Можете ли назвать любимых актеров, чье мастерство вас вдохновляет?
– Я придерживаюсь принципа «не сотвори себе кумира». Однако не могу не назвать Фаину Раневскую, Евгения Леонова, Жана Габена. У них есть чему поучиться любому актеру.
– Не слабый список. А из современных?
– Затрудняюсь сказать, сейчас наблюдается упадок уровня актерского мастерства. Мало думающих, умных артистов. Дала тебе природа талант, а дальше что?
– Не кажется ли вам, что в России ставится слишком мало спектаклей и выходит недостаточно фильмов для детей?
– У нас вообще мало что делается для детей, в том числе и в кино. Вместе с режиссером Юрием Грымовым мы хотели снять детскую новогоднюю сказку, но подоспели очередные выборы, и денег в бюджете не нашлось. Заниматься детским кино невыгодно, бизнеса на нем не построишь. Раньше было проще.
– Вы снялись в нескольких рекламных роликах. Такая слава вас не раздражает?
– Мне грех жаловаться на рекламу, благодаря которой я стал известен. Снимался у англичан, рекламировал шоколадки «Твикс». Было что-то еще, а закончил шестью новеллами российского пива «Толстяк». Рекламировать можно все что угодно, но надо обладать чувством меры и хорошим вкусом. Многое зависит от бюджета, когда хотят снять быстро и дешево, ничего хорошего не получается. Скучно, когда молодые люди с улыбкой на устах рекламируют какой-то продукт, а вот игровая реклама с остроумным сюжетом может получиться интересной.
– Мне известно, что вы мастерски исполняете русские романсы, а в кино или на сцене вам петь приходилось?
– У меня есть несколько картин, где я напеваю, но аккомпанемент и вокал – слишком серьезные вещи, чтобы заниматься ими на любительском уровне. Мне не нравится, когда происходит подмена профессии, пусть каждый занимается своим делом.
– Вам, наверное, надоело отвечать на вопросы о диетах, борьбе с лишним весом. Вас волнуют эти проблемы?
– Конечно, лишний вес не радует, особенно когда у меня «бегут года». Хочется любым путем похудеть, но моя внутренняя леность и отсутствие свободного времени мешают это сделать. Борьба с лишним весом требует больших и постоянных усилий. Надеюсь, что когда-нибудь изобретут такую пилюлю, которую проглотишь – и результат на лице. (Улыбается.)
– У вас есть хобби?
– Я увлекался моделированием, потом меня заинтересовали электрические железные дороги, сейчас полюбил цветы. У нас есть небольшой дом в Подмосковье, хочется, чтобы там было уютно и красиво.
– Наверное, многим телезрителям запомнилось ваше участие в программе «Розыгрыш». Дело прошлое, признайтесь, там все происходило по-настоящему?
– Настоящим там был только сценарий и мой гонорар.
– О гонораре не спрашиваю, а что было в сценарии?
– По сценарию, я должен был принять ванну в обычном гостиничном номере. Открываю кран, а вместо воды течет... пиво. Я крайне изумлен и вызываю администратора, но она реагирует совершенно спокойно, тем более что в ее присутствии ничего подобного не происходит. Однако когда дежурная уходит, история с пивом повторяется вновь...
– Я, конечно, понимал, что из водопроводного крана пиво течь не может, потому что не может течь никогда. Однако вы были столь искренни и непосредственны, что невольно закралась мысль, а вдруг на пивзаводе что-то перепутали с трубами. Наверное, многие зрители были бы не прочь поселиться в этой гостинице?
– Актерство – моя профессия, я должен был выглядеть убедительно, иначе не стоило сниматься в этой программе, но обмануть никого не хотел, это все телевидение. (Смеется.)
– Кем бы вы стали, если не пошли бы в актеры?
– Наверное, врачом. Но не сложилось. Впрочем, я ни о чем не жалею.
Беседовал Александр Островский www.rg-rb.de
На собственной шкуре. Быть русским немцем в Германии
Интервью с активным членом русско-немецкой общины
Чтобы понять, что значат и в чем заключаются глобальные исторические изменения, их лучше всего испытать на своей шкуре. В крайнем случае — попытаться влезть в шкуру непосредственных жертв исторического процесса.
Иммиграция последних двух десятилетий изрядно перетасовала по свету бывших советских людей, разрушила одни исторически сложившиеся общности и создала другие. В числе прочего, миллионы наших бывших соотечественников оказались в Германии.
Что это значит для них, для их новой отчизны и старой родины?
Почувствовать это, надеюсь, нам поможет интервью с моим знакомым, активным членом русско-немецкой общины Германии Георгием Шмальцем (Georg Schmalz)
Авраам Шмулевич: Расскажите о себе.
Georg Schmalz: Я родился в 73-ем в Челябинске — где мой дед строил для Страны Советов танковый завод в трудармии во времена войны. Был дед учитель немецкого языка, умер в 84-ом. В Челябинске я прожил до 90-го (до переезда в Германию), учился в школе занимался спортом, самый первый в классе снял пионерский галстук — за что остальные меня называли фашистом — а убеждения я тогда не высказывал, мне дед разcказал, как коммунисты раскулачили и на его глазах расстреляли его отца. В Германии закончил школу, в 94-ом на химическом заводе овладел специальностью физика-лаборанта, до сих пор там и работаю в биотехнологии. В партиях не состоял и не состою — т.к. нет такой подобной моим убеждениям. Католик.
Мои корни прослеживаются до XVII века. Мои предки выехали из города нем. Wiesenburg / фр. Wissembourg (сейчас Франция) на Украину в село Ландау примерно в 1840 году — где и прожили до прихода коммунистов к власти. После раскулачивания и расстрелов моих прадедов, семьи и родственники были разбросаны по всему советскому государству. Деды имели большие земельные участки, где выращивали пшеницу и продавали её в г. Николаев Одесской области. Во время второй мировой войны дед попал в трудармию в Челябинск на строительство завода, их как заключенных водили на работу, под охраной с автоматчиками и собаками. После войны жил под комендатурой до оттепели — там я и родился.
Немецкому языку меня научила бабушка, до школы я разговаривал на немецком в семье. Приехав в Германию я понял что бабушкин язык остался на уровне 19 века, но за тот старый язык, который остался также среди коренных немцев, меня стали быстрее принимать за своего.
Позже здесь в школе я овладел современным языком.
Авраам Шмулевич— Вы себя кем считаете? Вы немец? Русский? Русский немец?
Georg Schmalz — Я себя считаю немцем — хотя нас называют русскими немцами в Германии, с чем я часто спорю, и уже многим здесь доказал.
Авраам Шмулевич — Вы не жалеете, что уехали?
Georg Schmalz — Я не жалею что уехал, мыслей вернутся нет! Там, в России, до сих пор издаются лозунги, что мы фашисты! Возвращаться не собираюсь. Такие мысли могут появиться, только если русский народ признает вину развязывания 2-ой мировой войны коммунистической партией.
Авраам Шмулевич — Что это такое: «русские немцы»?
Georg Schmalz — Русских немцев в Германии называют поздними переселенцами. Мы попадаем в Германию после формальностей (предоставление родословной в 3 поколениях) и доказательств знаний языка (обычный повседневны разговор), обычаев и культуры. Государство нас признает гражданами, но это всё на бумаге. Коренные немцы называют нас русскими до тех пор, пока мы не начинаем говорить без акцента на немецком — если иммигранты с этим не справится, то для основной массы они остаются «русскими», чувство родины предков может в таких случаях пропасть.
Но там в России мы были фашистами, почти каждый это пережил, т.к. не меняли имён. Раскулачивание, ссылки, трудармии и геноцид передаются из поколения в поколение.
Для основной массы «русских немцев» основным местом жительства сейчас является Германия — здесь нас около 4 миллионов, около 2 миллионов живет ещё в странах СНГ.
4 миллиона «русских немцев» в Германии — это получается почти каждый 20-й житель в Германии из России — русская речь встречается повседневно. Но родившиеся там очень редко находят друзей среди коренных немцев и общаются в тесном кругу своих знакомых.
Авраам Шмулевич — Одинаковы ли взгляды на жизнь русских немцев и русских евреев — двух крупнейших групп выходцев из СНГ в Германии?
Georg Schmalz — Бытовые взгляды на жизнь одинаковые: общение на русском языке и совместное провождение свободного времени. Воспитания детей у русских евреев лучше поставлено (построено на вере). Сам я нахожу русских евреев находчивее и целеустремлённее.
Авраам Шмулевич — Насколько велик процент смешанных браков среди русских немцев, приехавших на ПМЖ в Германию?
Georg Schmalz — Около 50%. Среди них кроме русских еще есть корейцы, казахи, украинцы и северные народы России.
Авраам Шмулевич — Как их воспринимают «немецкие немцы»? Иначе, чем их супругов — русских немцев?
Georg Schmalz — Практически воспринимают одинаково — но гражданство они получают через 8 лет.
Авраам Шмулевич — Присутствие мусульман сильно заметно?
Georg Schmalz — Турков в Германии уже около 10% от всего населения, в 2 раза больше чем нас русскоязычных (разновесов) — мусульман, думаю, от 15% до 20%, рост мусульман продолжается — особенно заметно после того, как наш бывший канцлер Шрёдер остановил приток русских и польских немцев.
Статистика отдельно по мусульман не ведётся. Вот статистика по странам и по годам.
Приехало из:
Израиля: 2004 — 3.100 / 2005 -2.900 /2006 — 4.300.
Турции: 2004 — 44.500 / 2005 — 32.700 /2006 — 33.400.
Марокко: 2004 3.800 / 2005 3.700 / 2006 — 3.600.
Афганистан: 2004 — 4.100 / 2005 — 3.100 / 2006 — 3.100
Ирак: 2004 3.600 / 2005 4.100 / 2006 3.700 Иран 2004 6.400 / 2005 4.500 / 2006 — 3.600 Ливия: 2004 2.300 / 2005 2000 / 2006 2000.
Бывшая Югославия: 2004 — 8.700 / 2005 — 13.200 / 2006 17.400
Проблематика известная для всей Европы — может скоро заплачет все страны Европы. Синагог практически не видно, зато растут мечети. На Мерседесе останавливают конвейер для их молитв. Так что, может, придётся и объединятся — не проспать бы!
Исламисты собирают в Европе Халифат, в виде параллельного государства — Европа сама создала для этого благоприятные условия. При этом сама недовольна и толком не знает, как справиться. Уже ходят анекдоты:
- что делают арабы в Германии?
- учат немецкий, чтобы найти работу!
- что делают немцы в Германии?
- учат арабский, чтобы не потерять работу!
При этом мусульмане на пособиях практически не сидят, кто работает, кто торгует китайским хламом — отлично кучкуются, держатся вместе — наши же из СНГ делят друг друга не русских и казахских немцев, евреев, украинцев, русских, и т.д. Объединиться они не могут, религии разные у всех.
Авраам Шмулевич — Каковы отношения коренных, «немецких» немцев к различным группам выходцев из России — СНГ?
Georg Schmalz — Отношение немцев к выходцам из России различно, попробую коротко, тема очень большая:
К русским вообще: после политики Путина поднялось уважение, а так ещё к русским есть страх после войны. Например, выражение «русские идут» часто употребляется в немецком языке, при страхе или опасении грядущей неудачи.
К русским немцам: вроде русские, но свои — отношение скользкое и неопределённое
«Русского немца» только после идеальной речи на немецком могут назвать немцем, да и само выражение «русский немец» придумано здесь в Германии, а не в России.
К евреям: Особенно выражено чувство долга за злодеяния Гитлера.
Например, учитель в школе не посмеет поднять тон на еврейского ребёнка, когда на немца может сорваться; социальный работник ходит к еврею на дом, а другие, неевреи, ходят сами в социальные учреждения;. от русских немцев требуют знание немецкого языка, иначе даже не пускают в страну, что от евреев не требуется.
Авраам Шмулевич — То есть существует дискриминация русских немцев по отношению к русским евреям? Не вызывает ли это неприязни между двумя группами?
Georg Schmalz — Люди в каком-то смысле завидуют, но слово «дискриминация» не применяют, есть чувство долга перед своей национальностью (знание языка, немец должен знать язык, а кто может этого потребовать от евреев?), и есть чувство долга за проделанное фашистами. Поэтому то, что принимают евреев и условия их иммиграции узаконено в законе об иммиграции.
Вообще же сейчас «русских немцев» и вообще немцев из бывших стран Восточного блока в Германию практически не принимают. Принимают только евреев.
Вот вам числа въехавших евреев в Германию из стран СНГ:
2003: 75.000
2004: 70.000
2005: 66.000
2006: 60.000
2007: 63.000
а вот - немцев:
2003: 72.000
2004: 59.000
2005: 35.000
2006: 8.000
2007: 6.000
Когда я приехал, приезжало по 500.000 немцев в год, в 90-х. Меркель пытается сейчас это изменить, но одной партии мало, ей ставят палки в колёса.
Авраам Шмулевич — Цифры поразительные! Как и почему так получилось?
Georg Schmalz — Как-то всё тихо прошло и незаметно во времена канцлера Шрёдера — как гуманитарная обязанность немецкого народа. Что касается прекращения приёма немецкого населения из стран СНГ, знаю, что социальные демократы решили экономить на интеграции немцев из стран СНГ и снизить их приток — при такой политике немцы из стран СНГ даже уже ехать не хотят.
Авраам Шмулевич — А как относятся «русские немцы» к иммиграции в Германию «русских евреев»?
Georg Schmalz — А давайте спросим мнение на эту тему участников группы «Русская Германия», которую я открыл и веду на сайте Одноклассники.ru.
Мы пустили форум на самотёк — так смогли стать самой большой группой в Германии. В ней сейчас 12379 членов, по моей оценке 95% из них живут в Германии.
Открываем тему: «Ваше мнение: можно ли жить евреям в Германии? Обоснуйте! Многие евреи в Израиле считают это грех, могут ли они простить поступки фашизма немцам?»
Вот ответы, полученные за полтора дня именно от этнических немцев -участников группы, думаю, они достаточно полно отражают коллективное мнение «русских немцев» по этому вопросу.
ОТРЫВКИ ИЗ ФОРУМНЫХ РАЗГОВОРОВ
- война была 60 лет назад, и почти никто из этих людей больше не живет. Почему это поколение должно до сих пор извиняться за ошибки бабушек и дедушек!
- В войну страдали все народы не только евреи, и новое поколение не должно ничего и никому!
- по-моему, у них уже попросили прощения.
- забыла фамилию, но был какой-то немецкий чиновник, он встал на колени перед еврейским народом.
- Да чиновником разве отделаешься, 6.000.000 убили.
- А почему Советский Союз у советских немцев прощения не просил???
- А сколько процентов из всех, кто приехал по еврейской линии, чистых евреев? С моим мужем на курсы ходил грузин, жена грузинка, а приехали по еврейской линии, просто нашли где то в родословной прапрапрабабушку-еврейку.
- Думаю ничего плохого нет в том, что они живут в Германии. Одна проблема, не раз, кстати, сама слышала, когда они говорят: Они (немцы) нам должны… Например, предоставление работы по их специальности, с хорошим заработком. В противном случае сидят на социале.
- У нас в лагере г. Унна на двери одного из амтов висело такое объявление «Желающим проживать в Дортмунде обращаться сюда», надеюсь, понятно для кого это было написано. А когда те, кто приехал по другой линии, просился куда-нибудь поближе к родне, то отправляли крайне редко, обосновывая тем, что там уже много тех, кто из России, а в Дортмунде мало как будто, однако нечего никаких препятствий. Но я отношусь с уважением к народу гос-ва Израилъ. Хоть и говорят, что один в поле не воин, однако это маленькое гос-во доказало обратное, вот уже 60 лет воюя с арабами за право существовать, а про остальных мое мнение таково: Германия продолжает искупать вину за преступления совершенные нацистами во время 2-й мировой войне, хотя те перед кем она действительно виновата, на 80% уже мертвы. Сейчас в Германию едут те, кто никакого отношения к Холокосту не имеют, однако на то они и евреи, что-нибудь все равно придумают и придумали. Оказывается, они стали жертвами по наследству им с молоком матери передалось, что они жертвы. Германия не хочет принимать немцев из республик бывшего СССР, придумывая все новые и новые преграды для тех, кто еще остался, но принимает охотно представителей Востока, Азии и Африки. Хотя если так разобраться, то перед Советскими (назову так) немцами Германия виновата не меньше. Сколько народу умерло во время депортации, в труд армии, а затем в Сибирских болотах и Казахских степях.
- Не понимаю какая вина Германии, виноват общественно политический строй, существовавший в то время, что требовать от современной Германии?
- После второй мировой войны и холокоста Германия, как государство, несёт историческую ответственность чтобы подобное не повторилось, именно ответственность, а не вину… В это входит также борьба против антисемитизма и ксенофобии. Кроме Германии можно было бы найти много стран, которые также учавствовали в Холокосте, так навскидку: Италия, за то что папа предал своих ватиканских, римских евреев-католиков, ни слова не сказав против их массовой депортации; Эстония, которая стала за короткий срок гитлеровской оккупации единственной страной в мире judenfrei, причём при активной поддержке местных борцов за чистоту; Украина и Россия за распространённый антисемитизм и погромы в прошлом…
- Как я могу отвечать за Адольфа и его политику? Его из моих не кто не поддерживал, Адольфа антисемитизм строился не на национальном вопросе, а на деньгах и имуществе евреев в те времена в Германии. Так же как и Ленин с Сталиным моих предков раскулачивали и расстреливали за имущество и деньги. Только после войны кто победил — был прав и чистенький. Я за это не держу обиду на русский народ. Вот евреи до сих пор ловят нацистов, а мы, немцы, лямку потянули и чюхнули из России, и никто НКВД-шников не ловит — вот за это я евреев уважаю, за их гордость идти до последнего!
Беседовал Авраам Шмулевич
www.apn.ru